- Нагорная проповедь
- проповедь Иисуса Христа о "блаженствах", выражающая сущность новозаветного закона в его отличия от ветхозаветного; произнесена эта проповедь на горе Курн-Хаттин, находившейся на полдороге между Фавором и Капернаумом; время ее произнесения исследователи считают вслед за призванием 12 апостолов. Содержание Η. проповеди, изложенное в Евангелии Mф. гл. V VII и Луки гл. VI, 17 - 49, следующее: начинаясь определением тех, кто мог быть членами новозаветного общества и пользоваться его правами, Н. проповедь сравнивает такое же определение Ветхого Завета. В то время как избранное общество Ветхого Завета заботится, чтобы члены его отличались только внешними свойствами и признаками, как, напр., происхождением от Авраама и обрезанием, Новый Завет, наоборот, ставит условием достижения избранного общества только внутренние достоинства человека, определяемые десятью "блаженствами", т. е. качествами душевного настроения. Сравнивая далее новозаветный закон с ветхозаветным в таком виде, как его толковали книжники и фарисеи, Иисус Христос находит господствующий характер блаженств в полнейшем духовном смирении и самоуничижении, которым фарисеи и книжники противопоставляют эгоизм и самовозношение. Как толковались Христом десять заповедей блаженства, видно из следующих примеров: заповедь "не убий" карает не только человека, совершившего убийство, но и сердце, питающее вражду, а также напрасный и внезапный гнев, который может явиться источником этой вражды и вызвать у человека унизительные действия и выражения; грех прелюбодеяния будет даже во взгляде на женщину с вожделением; ветхозаветному "око за око" противопоставляется новозаветное правило: "не противься злу"; далее Христос говорит, что люди тогда только перестанут разделять себя на ближних и врагов, когда поймут, что они "сыны одного Отца Небесного", и найдут новую силу для восстановления потерянного богоподобия. Н. проповедь произвела огромное впечатление на слушателей Хр. и непрестанно служила излюбленной темой проповедников слова Божия и вызывала массу исследований и толкований среди отцов и учителей церкви. К таковым относятся объяснения Иоанна Златоуста и Августина о новозаветном законе, трактаты западных богословов, экзегетические труды русских богосл. ученых и многие рассуждения, печатавшиеся в богословских журналах.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.